Клуб "Точка интеллекта"
Стоимость билета 350 рублей
Православный исихазм
О событии
Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам), порой называемые пророческими религиями, не являются однородными. Внутри них, помимо ортодоксальных традиций большинства, всегда образовывались мистические и эзотерические движения, никогда не становившиеся массовыми, и зачастую воспринимаемые как маргинальные и даже еретические.
Нехватка письменных источников не позволяет однозначно говорить о том, когда именно в иудаизме начала складываться традиция эзотерического комментария на Тору. Но, по всей видимости уже в период Второго Храма, через некоторое время после возвращения евреев на родину, нечто подобное уже имело место.⠀
Во 2-м веке до н.э. по Иудее начинают ходить апокрифические сочинения, рассказывающие о том, что напрямую не высказано в каноническом Святом Писании, а именно, о тайном устройстве Небесных миров, о падении Сынов Божьих, о войне сынов света с сынами тьмы. В дальнейшем, содержание этих апокрифических сочинений будет питать «мистику Престола» и «странников Меркавы».
В средневековье эти сюжеты также не будут забыты и найдут свое место. Кроме визионерского мистицизма, мы видим формирование в средневековом иудаизме мистицизма аскетического, например, средневекового германского хасидизма. В итоге, разные токи мистических, эзотерических, визионерских идей найдут свое место в развивающейся каббале.⠀
Апокрифические еврейские писания на протяжении долгого времени оказывали влияние и на формирование гетеродоксальных движений в христианстве. Однако, наибольшую известность в западном христианстве получили мистические идеи несколько иного плана. С одной стороны – это спекулятивный «мистицизм единства» Майстера Экхарта и его последователей, с другой – это «любовный мистицизм» Хуана де ла Круса, Екатерины Сиенской, невест Христовых и др. Для восточного христианства, вершиной мистических идей стал исихазм и традиция монашеских созерцателей фаворского света.⠀
Ислам также не остался в стороне и со временем получил собственный мистицизм, воплощенный во множестве суфийских тарикатов и их религиозных идей. На раннем его этапе ревностные сподвижники и последователи пророка Мухаммеда, недовольные роскошной жизнью халифов и двора, неудовлетворенные формальным соблюдением шариата, стали по-своему «погружать лицо в прах от следов пророка», уходить на границы с Византией, водворяясь в приграничных крепостях, чтобы войну сделать своим подвижничеством, «воспринимая жизнь как мост, идя но не строя». В дальнейшем, из этих ранних аскетических идей возникнет то, что известно под словом суфизм, с его любовными идеями, метафизикой единства, с десятками духовных стоянок и состояний, со своими святыми шейхами, вертящимися дервишами и т.д.⠀
На нашем курсе мы попробуем поговорить о развитии этих мистических движений и их идей.⠀
Приглашаем вас на седьмой вебинар курса: Православный исихазм.
Запись вебинара
На следующий день после проведения вебинара всем участникам будет выслана ссылка с записью и список литературы для самостоятельного изучения. Запись доступна для просмотра в течение недели.
Для подключения к вебинару установка дополнительного программного обеспечения не нужна. За час до вебинара вам будет отправлена ссылка на вебинарную комнату. Войти на вебинар можно с помощью любого браузера.
ЛЕКТОР
Иван Негреев
Религиовед, старший преподаватель кафедры религиоведения Православного Института Иоанна Богослова, исследователь традиционных религий, преподаватель философии Института журналистики и литературного творчества.