
Клуб "Точка интеллекта"
Стоимость билета 350 рублей
Принцип подражания природе («мимесис») и воспоминания о древнегреческих художниках
О событии
Мимесис – это универсальный принцип древнегреческой эстетики. Чтобы было понятно, что это такое, древнее слово можно было бы перевести на русский язык «подражание природе». Тогда становится вроде бы понятно, но кое-что в древнем искусстве выглядит уж очень странно.⠀
Вот на театр выходят трое мужчин в полуметровых масках. На актерах ходули, в руках посохи, чтобы не упасть, говорят они нерифмованными стихами и вообще, это женские персонажи (актрис не было). И никого из зрителей это не смущало. А вот, например, растягивать время в спектакле – неправдоподобно, зрители не проверят, если за час сценического времени пройдет, скажем, целый день. А если искусство неправдоподобно, если оно не подражает природе, значит это никудышное искусство. Или вот прекрасная Елена, написанная золотыми красками – это нарядно, но некрасиво, потому что неправдоподобно. А правдоподобно нарисованный удавленник, который всех перепугал – все-таки красиво, потому что похоже на правду.⠀
Цикл лекций «Мимесис античного мира» расскажет, как появился принцип правдоподобия из древнейшей культуры времен Троянской войны и продержался всю историю средиземноморского Древнего Мира, а затем определил нормы прекрасного в христианско-европейской культуре.
ПРИНЦИП ПОДРАЖАНИЯ ПРИРОДЕ («МИМЕСИС») И ВОСПОМИНАНИЯ О ДРЕВЕНЕГРЕЧЕСКИХ ХУДОЖНИКАХ
Так уж получилось, что мы восхищаемся Древней Грецией, заполняя фантазией и восторгами пробелы в знаниях о ней. Так мы судим об архитектуре по развалинам, о скульптуре по римским копиям (от всей классики до нас дошли только две скульптуры великих художников, да и те – не самые значительные). О живописи мы судим по воспоминаниям. Живопись до нас почти не дошла, потому что были недолговечны носители, но, слава богу, от ученых древних греков (Павсаний, дед и внук Филостраты), древних римлян (Плиний Старший, Витрувий), мы узнаем легенды о ней, а по легендам можем судить, чтó греки больше всего ценили в этом искусстве и что считали удачами.
• Какими красками пользовались греки, как выглядели их мольберты, кисти, палитры (если они у них, конечно, были)?
• Красива ли расписная статуя, и почему статуи тщательно отмыли в XVIII веке?
• Кто победил в древнем споре картин – виноградины или занавеска?
• Может ли считаться объектом прекрасного портрет повесившегося художника?
• Как художник Апеллес превзошел Александра Македонского?
• Как появилась первая абстрактная картина в истории живописи («Апеллесова черта»)?
• Находка Помпей и Геркуланума.
На эти и другие вопросы постарается дать ответ Арсений Дежуров, кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, доцент НИУ ВШЭ.
Запись вебинара
На следующий день после проведения вебинара всем участникам будет выслана ссылка с записью. Запись доступна для просмотра в течение недели.
Для подключения к вебинару установка дополнительного программного обеспечения не нужна. За час до вебинара вам будет отправлена ссылка на вебинарную комнату. Войти на вебинар можно с помощью любого браузера, но мы рекомендуем использовать Google Chrome.
ЛЕКТОР

АРСЕНИЙ ДЕЖУРОВ
Кандидат филологических наук, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета. Специалист по литературе и искусству немецкого романизма. Член общества Э.Т.А.Гофмана (Бамберг, ФРГ). Состоит в союзе германистов РФ. В фокусе интересов – история гротеска, проблемы комического. Искусствовед (МГАХИ им. Сурикова, 1993). Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Премия А. Ф. Лосева «За лучшую научную работу в области гуманитарных исследований» (2000, 2001).
Регистрация
Контакты
Место проведения
ОНЛАЙН
Организатор
Клуб "Точка интеллекта"
Телефоны
+7 (916) 074 22 05
info@intpointclub.ru